Главная

Города

Культура

Впечатления

Полезные советы

Фотоархив

О нас

Ссылки

Гостевая


При содействии
Японского центра
в г.Хабаровске

Японский центр в г.Хабаровске

Webmasters:
Angel
Oksana


ВПЕЧАТЛЕНИЯ: Сергей Гевлич (Serge)


Поезд в Японию

Недавно в нашем городе произошло очень интересное событие в жизни ИТ сообщества. Группа специалистов сферы ИТ разных компаний города была направлена на стажировку по повышению квалификации в Японию. Посчастливилось попасть в эту группу и мне. Своими впечатлениями от поездки решил поделиться читателями ХКРа.

А началось все в ноябре 2001, когда Японский центр в Хабаровске провел курсы по языку XML. Тема информационных технологий, кстати, затрагивалась впервые - до этого курсы проводились только по гуманитарным дисциплинам. Занятия проводили специалисты компании "FUJITSU Хоккайдо" при помощи переводчика Алексея, который постоянно откалывал шуточки и приколы, благодаря чему, во многом скучный материал воспринимался совершенно легко. Отбор кандидатов для дальнейшего обучения проходил на основе конкурса документов и результатов многочисленных тестов, проводимых в ходе стажировки.

Итак, 10 человек из Хабаровска и 10 из Владивостока собрались вместе на Японской земле 18 февраля для того, чтобы через 3 недели привезти на Родину тяжелый багаж знаний о том, как у них есть и как у нас должно быть. Если меня попросят в одной фразе описать свои впечатления от поездки, то я бы, наверное, сказал, что в Японии уже построили коммунизм. В подтверждение этого скажу, что я дважды терял свой цифровой фотоаппарат (то в такси, то в кафе) и каждый раз мне его возвращали, а однажды я оставил в магазине конверт с суточными (кругленькая сумма) и продавец бежал за мной по улице, чтобы вернуть деньги. Все улицы города, крупные магазины и метро оборудованы специальными дорожками для слепых (специальный рельеф указывает направление, опасные места и повороты). Продавцы в магазинах вежливые и не умолкают, отпуская любезности направо и налево. Мы даже прозвали их "сумимасенами" из-за того, что обратиться к продавцу можно не иначе как "сумимасен". Местная полиция совсем не похожа на наших "ментов" - все вежливые и предупредительные. На просьбу указать дорогу, они могут несколько кварталов идти вместе с Вами, чтобы довести до нужного места.

Несколько слов о транспорте. Как специалисту по ИТ, меня поразил высокий уровень автоматизации системы расчетов. Как и на наших пригородных автобусах, стоимость поездки тем дороже, чем дальше ехать. Приобретя билет, Вы пропускаете его через специальный автомат на входе, тем самым, регистрируя пункт начала движения. На выходе стоит точно такой же автомат, который мгновенно рассчитывает стоимость поездки и не выпустит Вас, если Вы схитрили и взяли более дешевый билет. Наиболее же удобная форма оплаты проезда - пластиковые карточки различных номиналов. Контрольные аппараты автоматически списывают с них нужную сумму, при этом, остаток печатается на самой карте. Одной картой можно оплатить проезд, как в метро, так и на автобусе и в трамвае. Не знаю, как Вам, а мне даже представить трудно те вычислительные мощности, которые задействованы в данной системе и сложность программного обеспечения, обрабатывающего миллионы распределенных транзакций.

Масштабы мобилизации Японии также носят общенациональный характер. Трудно представить себе японца без мобильника. Еще на семинаре в Хабаровске, лекторы рассказывали нам, что у многих есть даже по несколько мобильников для разных целей. Оказавшись там, становится ясно - салонов сотовой связи в городе больше, чем булочных. Ихние трубки совсем не похожи на наши - маленькие и легкие, дисплеи в основном цветные и позволяют выводить анимацию. Последние модели сотовых телефонов позволяют подключать огромное количество вспомогательной аппаратуры: клавиатуры, флэшки, вебкамеры, переходники разных видов для сопряжения с различными устройствами, оборудование фрихэнд. Конкуренция на рынке достаточно высока - в Японии три действующих оператора сотовой связи NTT DoCoMo, KDDI и J-Phone. Каждый из этих операторов имеет зоной покрытия всю Японию и примерно равные цены. Конкуренция между ними идет в основном за счет предоставления дополнительных сервисов. Практически с любого телефона можно заказать билеты на самолет и тут же их оплатить. Передача данных и доступ к сети Интернет также являются сервисами "по умолчанию". Последние модели телефонов оборудуются приемниками GPS и могут выводить карту той местности, где ты сейчас находишься. Кроме того, можно попросить составить маршрут до указанной точки и он будет выведен на карте на дисплее мобильника. На улицах не редкость встретить человека с телефоном третьего поколения. Узнать его легко - он то говорит как обычный человек, то водит своим телефоном на вытянутой руке по сторонам, а потом продолжает говорить. В такие телефоны встроены видеокамеры, передающие картинку в реальном времени.

В салонах сотовой связи, кроме телефонов, в большом количестве продаются PCMCI и Flash карты для беспроводного доступа в интернет на скоростях 64К и 128К. Эти карты могут быть вставлены в ноутбук или в наладонник, расширив возможности скромных устройств до масштабов глобальной сети. Кстати, цены на электронику (в сравнении с ценами на жилье, питание и транспорт) довольно низки, среди японцев очень популярны субноутбуки. На мой вопрос о том, удобно ли пользоваться беспроводной связью для работы с интернет, один из лекторов ответил, что да, но есть одно неудобство - когда едешь в поезде, то соты очень быстро меняются и качество связи резко падает, так что приходится работать, используя мобильный телефон у которого соты имеют больший размер.

Протестировать качество беспроводной связи довелось всем членам нашей группы по неволе - оказалось, что это чуть ли не единственная возможность прочитать почту с родины и отправить СМС любимым. Дело в том, что для демонстрации возможностей беспроводного интернета, в магазинах повсеместно стоят ноутбуки с установленным соединением. Вот тут-то мы и не растерялись. Ребята из Владивостока даже умудрились переустановить операционку на одном из демонстрационных компьютеров на русскую версию - вот продавцы удивились.

Во время стажировки мы посетили большое количество предприятий, работающих в сфере ИТ. Здесь тоже выявились отличия между нами и ними. Если русские программисты гениальны каждый сам по себе, то японцы гениальны в коллективе - у них разрабатывается огромное количество корпоративных проектов, поднять которые в одиночку практически невозможно (вспомните хотя бы пример с расчетами на транспорте). Кабинетная система в Японии не принята - все работают в больших открытых помещениях. И это неспроста - работает принцип взаимного контроля - сотрудник не станет лодырничать, когда все вокруг работают. Достаточно распространенным является и принцип соцсоревнования - соревнуются подразделения между собой, а также сотрудники внутри подразделений - сдается мне, что у них есть даже "переходящее красное знамя". Работа начинается в 9 утра, как и у нас, но вот после окончания рабочего дня никто домой не спешит. У них принято перерабатывать (бесплатно). Уйти с работы раньше своего босса просто невозможно. Самый главный босс перерабатывает примерно на час, боссы поменьше - два часа. Так что рядовому сотруднику уйти домой раньше чем через три часа после окончания рабочего дня просто не светит. Что же будет с тем, кто нарушит этот негласный закон? Ему прямо никто ничего не скажет, но у такого сотрудника могут начаться проблемы, которые напрямую не связаны с графиком работ.

К сожалению, в рамках одной статьи невозможно передать всего, что было увидено. Как говорит русская пословица, лучше самому все посмотреть. Открою страшную тайну - Японский центр в Хабаровске в сентябре будет проводить вторую стажировку по данной тематике. Курсы проводятся бесплатно, все будет зависеть только от Вашего желания и способностей.

Сергей Гевлич Gevlich@dti.ru